10 мифов об УПА: Бандера и украинские националисты – агенты спецслужб?!
передает de-facto.cc
Советская пропаганда долго утверждала, что Бандера, Шухевич и все члены ОУН(б) были агентами Гестапо, СС, СД или Абвера и только выполняли задачи этих служб. Как было на самом деле?
Цитата-миф: «…Нюрнбергский трибунал признал преступными СС, СД, другие нацистские спецслужбы и организации, а оуновцы в них участвовали. Впоследствии Генассамблея ООН приняла дополнение: „Все военные преступники Второй мировой войны подлежат розыску, аресту, суду. На них не распространяется срок давности. Им не предоставляется право убежища…“. Жаль, что тогда никому не пришло в голову записать пункт о запрете присваивать соответствующим лицам звание Героя. Бандера и Шухевич были агентами гитлеровских спецслужб, и этим все сказано».
Анатолий Чайковский
«Бандера и Шухевич были агентами гитлеровских спецслужб, и этим все сказано»
Бульвар Гордона, 12 января 2010 года
Суть мифа
Степан Бандера, Роман Шухевич и все члены ОУН(б) были агентами гестапо, СС, СД или Абвера и исполняли исключительно задания этих служб. УПА также возникла по воле спецслужб Третьего рейха и воевала на стороне гитлеровцев.
Факты кратко
Сотрудничество между украинскими националистами и немецкой разведкой ― достоверный факт. Миф неправильно оценивает его природу: националисты действовали в интересах создания украинского государства, выстраивая сотрудничество с Абвером как ситуационный союз. Пик этого сотрудничества пришелся на период 1939–1941 годов, то есть на время, когда Сталин подписал союз с Гитлером. После обнародования Акта провозглашения Украинского государства во Львове 30 июня 1941 года и последующего ареста части провода националистов пути обеих сторон окончательно разошлись.
Факты подробнее
Истоки мифа лежат в ложном понимании периода сотрудничества ОУН с нацистской Германией в 1930-х — начале 1940-х годов.
ОУН стала сотрудничать с Германией по геополитическим соображениям: Германия была традиционно противником Польши.
Еще Украинская военная организация (УВО) контактировала с разведкой демократической Веймарской республики в 1920-е годы. С приходом к власти нацистов Германия стала крупнейшей страной на европейском континенте (кроме СССР), активно желавшей изменить Версальскую систему. Это совпало с намерениями оуновцев, поскольку державы ― победительницы в Первой мировой войне не нашли места на карте для независимой Украины. Германию украинские националисты рассматривали как ситуативного союзника.
Стоит отметить, что отношения ОУН с Германией не были безоблачными. После подписания польско-немецкого Договора о ненападении в 1934 году проводник ОУН Евгений Коновалец переехал из Берлина в Швейцарию. В том же году Германия выдала Польше ведущего оуновца Николая Лебедя, который скрывался там после покушения ОУН на польского министра внутренних дел Бронислава Перацкого. В конце концов, вопреки ожиданиям националистов, Гитлер согласился на венгерскую оккупацию Закарпатья и советскую оккупацию Западной Украины. Так что Германию остро критиковали на страницах подпольных украинских изданий, например журнала Строительство нации (Розбудова нації). Лучше складывались отношения ОУН с Литвой, которая тоже враждовала с Польшей.
Впрочем, Германия оставалась единственной реальной силой, способной бросить вызов и Польше, и СССР, поэтому и после раскола ОУН бандеровцы и мельниковцы продолжали сотрудничество с немцами.
ОУН(б) через контакты с Абвером и отдельными генералами — симпатиками украинского освободительного движения наладила военную подготовку членов организации. В обмен на разведывательную информацию националисты получили возможность проходить подготовку при военизированной охране заводов, в рабочих командах и полицейских школах в немецкой зоне оккупации Польши. К тому же организация создала сеть независимых от немцев военных курсов, которые посещали все ее члены, включая Степана Бандеру.
В феврале 1941 года Бандера достиг устной договоренности с начальником абвера адмиралом Канарисом и командующим сухопутными войсками вермахта фон Браухичем о создании украинского легиона. Из членов ОУН сформировали два батальона «Нахтигаль» и «Роланд». Они должны были выполнять разведывательно-диверсионные задания. Но после начала войны функции «Нахтигаля» свелись к охране коммуникаций, а «Роланд» участия в боевых действиях и вовсе не принимал.
К слову, «Нахтигалем» с украинской стороны командовал Роман Шухевич. Однако во время формирования батальона его бойцы отказались давать присягу Германии, а присягнули на верность только Украине.
В августе 1941 года, после начала репрессий против националистов за Акт провозглашения Украинского государства, нацисты переформировали «Нахтигаль» и «Роланд». Из части личного состава батальонов немцы создали 201-й полицейский батальон, который на протяжении марта — декабря 1942 года охранял немецкие опорные пункты и противодействовал советским партизанам в Белоруссии. В отличие от «Нахтигаля» и «Роланда», создание 201-го батальона не согласовывалось с ОУН(б), а украинские воины шли туда служить, чтобы избежать ареста.
1 декабря 1942 года воины батальона отказались продолжать службу. Тогда немцы это соединение распустили, а офицеров арестовали.
Настроения и намерения членов батальона красноречиво передает куплет из их песни:
Год сорок второй кончается,
Войско наше распадается,
Кто к жене, а кто и к маме —
Мы с друзьями в партизаны!
Шухевичу удалось бежать из-под ареста, он стал военным референтом Провода ОУН(б), а позже возглавил организацию.
Не стоит преувеличивать значение сотрудничества ОУН(б) с Абвером. Обычно Абвер вербовал оуновцев в индивидуальном порядке, а Провод ОУН пользовался этим и давал агентам свои задания. Эти отношения носили прагматический характер ситуативного союза, когда обе стороны получали исключительно свою выгоду без политических обязательств. По этому поводу в апреле 1941 года шеф гестапо Генрих Мюллер сказал своему коллеге из СД (службы безопасности) Вальтеру Шелленбергу, что «украинские националистические лидеры бесконтрольно идут к своим целям».
Заметим, что в этот же период (1939–1941) союзником Третьего рейха, и совершенно официально, был Советский Союз. Означало ли это, что Сталин стал агентом Гитлера? В этой игре каждый пытался переиграть соперника ради собственных интересов.
Уместно будет вспомнить, что часть будущих лидеров ОУН и УПА проходила службу в Красной армии в 1940–1941 годах. Например, референт пропаганды Провода ОУН(б) и шеф политвоспитательного отдела Главного штаба УПА в 1945–1951 годах Петр Федун как командир артиллерии воевал на советско-германском фронте. Однако подобные факты не делают проводников ОУН(б) «коммунистическими агентами».
23 июня 1941 года, сразу же после немецкого нападения на СССР, ОУН(б) направила в рейхсканцелярию меморандум о том, как следует решать украинский вопрос после развала СССР. В нем, между прочим, были такие слова: «Даже если немецкие войска при вступлении в Украину, разумеется, сначала будут приветствовать как освободителей, то вскоре эта ситуация может измениться, если Германия придет в Украину не с целью восстановления Украинского государства и с соответствующими лозунгами». То есть уже тогда бандеровцы предполагали возможность антинемецкого вооруженного сопротивления, если Германия сочтет неприемлемой идею независимости Украины.
Итак, несмотря на сотрудничество с Германией в военной сфере, ОУН(б) проводила свою политическую линию, о которой нацисты не знали. Наиболее ярко демонстрирует подобное поведение Акт провозглашения Украинского государства 30 июня 1941 года во Львове. Для гитлеровцев это стало полной неожиданностью — независимая Украина в планы Третьего рейха не входила. 5 июля 1941 года нацисты арестовали Бандеру, 9 июля — главу созданного правительства Ярослава Стецько.
В течение июля — августа оккупанты оказывали давление на проводников ОУН(б) с требованием отозвать Акт 30 июня. Однако те решительно отказались, и их отправили в берлинскую тюрьму. С 15 сентября до конца 1941 года немецкие карательные органы арестовали около 1500 бандеровцев. А 25 ноября 1941 года полиция безопасности разослала приказ об аресте и казни активистов «группы Бандеры», «готовивших восстание в рейхскомиссариате Украина с целью создания независимой Украины».
Военная подготовка, полученная у немцев, пришлась как нельзя кстати во время антинемецкой борьбы ОУН и УПА в 1942–1944 годах. Многие ветераны батальонов «Нахтигаль», «Роланд», 201-го батальона полиции вступили в УПА в качестве инструкторов или боевых командиров. Достаточно отметить, что первый штаб УПА, в составе Главного командира Василия Ивахива — «Сома», начальника штаба Юлиана Ковальского — «Гарпуна» и адъютанта штаба Семена Снятецкого — «Сивко» («Сийко»), пал в бою с немцами 13 мая 1943 года. Двое последних ранее были офицерами батальона «Нахтигаль».
Вряд ли агенты ― марионетки спецслужб занимались бы подобной самодеятельностью. А впрочем, марионетки не стали бы воевать против своих руководителей и спонсоров.
Ни о какой агентурности высшего руководства ОУН(б) или слепого исполнения бандеровцами приказов немецких спецслужб не может быть и речи. У оуновцев была своя логика борьбы — обретение независимости Украинского государства. Все усилия, в том числе и военное сотрудничество с немцами, были подчинены этой цели. Свои планы ОУН от гитлеровцев скрывала. И Акт провозглашения Украинского государства 30 июня 1941 года стал моментом истины в отношениях ОУН с Германией.
Стало очевидным, что на самом деле немецкие нацисты и украинские националисты — враги.
10 мифов об УПА. Как было на самом деле? — совместный информационный проект НВ, Украинского института национальной памяти, Центра исследований освободительного движения и Издательства КСД, цель которого — опровергать мифы, существующие в коллективной памяти о деятельности Украинской повстанческой армии.
10 мифов об УПА: Бандера и украинские националисты – агенты спецслужб?!
Reviewed by віталій
on
13:35
Rating:
