АКТУАЛЬНО

[5]

Тотальный контроль доходов граждан, как следствие европеизации Украины





В среднесрочной перспективе, где-то между завтрашним днем и 2020 годом, Украина существенно приблизится к Европе.
сообщает   politikan.net
Правда, не целиком, а с точки зрения налогового законодательства и контроля за доходами и расходами физлиц. В частности, об этом свидетельствует обнародованный намедни Среднесрочный плана приоритетных действий правительства до 2020 года.

Среди прочих «улучшений» жизни простого украинца в приоритетных направлениях действий этого плана значится запуск «всеобщего декларирования доходов и расходов физлиц и налогового контроля с использованием косвенных методов за соответствием доходов и расходов граждан».

Началось

Первые предпосылки тотального контроля мы с вами смогли ощутить уже в начале этого года, когда столкнулись с необходимостью оплаты товаров и услуг на сумму свыше 50 тысяч гривен, посредством безналичного расчета. К счастью, на данный момент украинцы еще не обязаны объяснять источник происхождения этих средств.

Однако, учитывая ситуацию с «обязаловкой» по уплате ЕСВ даже теми же субъектами предпринимательской деятельности, которые не получали доход и тем, с какой срочностью соответствующие изменения вступили в силу, сложно исключить вариант, что в ближайшие несколько месяцев не появится и не будет принят какой-нибудь законопроект, обязывающий физлиц, к примеру, со второго квартала текущего года в обязательно порядке задекларировать свое имущество и доходы. При этом, например, может быть принято решение, что уже с начала следующего года по всем этим артикулам придется отчитаться об их происхождении.

За что боролись, то и набороли

По словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, в Европе такая система налогообложения и налогового контроля работает уже очень давно, а европейцы, соответственно, очень давно на нее ругаются. Вернее, поначалу ругались, а потом стали придумывать пути «оптимизации налогообложения» и «выбеливания» доходов.

Особенности национального уклонения

Додумались до «псевдокредитования», когда дорогие приобретения, обязательный к декларированию, приобретаются по кредитному договору, таким образом, подтверждается происхождение средств, а кредитор за это доброе дело получает свои проценты по предоставленному займу согласно подписанному договору. Наверное, понимая это, ни у кого теперь не вызовет удивления, что доля кредитов населения в ЕС превышает 80% и постоянно растет.

Но «у них» такая практика возможна исключительно благодаря низкой кредитной ставке – 1-2%, у нас же придется переплатить за такую услугу, как минимум 20-30%.

Если не хотите переплачивать, будьте добры «внести в кассу» 19,5% от неподтвержденного дохода. Что, по большому счету, будет равняться той самой сумме переплаты за «уклонение». Благодаря этой нехитрой арифметике, по подсчетам правительства, удастся привлечь дополнительные 70-80 миллиардов гривен поступлений в бюджет, что составляет около 10% нынешней сметы страны.

По поводу того, когда нам ждать нововведений и как к ним готовиться, у Александра Охрименко универсального совета не отыскалось: «Относительно нулевого декларирования, это, конечно, будет зависеть от того, за что проголосуют депутаты. Если они решат, что можно будет просто задекларировать имущество и депозиты в банках – это одно. Если они скажут, что можно еще и наличные декларировать – это совсем другое. Но, скорее всего, последнее они просто так не позволят сделать, а, например, обязуют уплатить 5-20% от задекларированной наличности в бюджет».

В перспективу состоятельности и вероятности осуществления планов Кабмина не особо верит глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. По его словам, на данном этапе те реформы, которые осуществило правительство, скорее сказались на отечественной экономике в негативном плане. Так, возросшая минимальная заработная плата и обязанность по уплате ЕСВ, привели скорее к закрытию предприятий, потере дохода значительной части предпринимателей и последующей тенизации экономики, чем к увеличению уровня дохода населения, а соответственно и роста отчислений в казну.

Учитывая также тотальную недоукомплектацию служб, осуществляющих ныне контроль за доходами граждан-предпринимателей, не особо верится и в то, что те немногие сотрудники ДФС смогут качественно выполнять свои обязанности относительно в разы возросших объемов финансовой отчетности.

По словам экономиста, вместо «Среднесрочного плана», наиболее вероятный вариант развития украинской экономики – дальнейшая девальвация гривны, за счет чего уже не первое правительство в очередной раз сможет отчитаться о выполнении и перевыполнении бюджета.

«Программа и стратегия должны давать ответ не только на вопрос, что мы будем делать в ближайшие год-два. Она должна давать целостную картину того, что будет через 20-30 лет. Без этого все подобные заявления скорее похожи на саморекламу, цель которой – как можно дольше удержаться при власти» — утверждает Новак.

Призрачный шанс

Кстати, поскольку Украина, пускай даже на уровне деклараций, является «людоцентричным» государством, Кабмин предоставил всем желающим возможность внести свои предложения по усовершенствованию Среднесрочной плана. Сколько именно времени для этого есть в запасе у украинцев – не уточняется. Поэтому, советуем поспешить и прочитав 350 страниц занимательного текста, направить свое видение развития страны на адрес электронной почты plan2020@kmu.gov.ua.
Тотальный контроль доходов граждан, как следствие европеизации Украины Тотальный контроль доходов граждан, как следствие европеизации Украины Reviewed by віталій on 15:39 Rating: 5